В редакции «Правды» 1924 года стучат печатные машинки, корректоры склоняются над гранками, а в типографии гудят ротационные машины. В эфире Москвы впервые звучит голос диктора радиостанции имени Коминтерна: «Алло! Алло! Говорит Москва!» Кто бы мог предположить тогда, что через сто лет журналист будет записывать подкаст на смартфон, искусственный интеллект поможет ему обработать материал, а аудитория услышит его в наушниках по дороге на работу?
Столетие назад российская журналистика переживала революционный слом. Из дореволюционного многообразия газет и журналов рождалась принципиально новая — советская — модель медиа. Сегодня мы вновь стоим на пороге кардинальных изменений: цифровые технологии трансформируют профессию так же радикально, как когда-то это сделала большевистская революция.
Рождение нового мира: советская медиасистема (1920-1940-е)

Великий эксперимент
Двадцатые годы XX века стали временем грандиозного эксперимента. На руинах царской журналистики, где «на рубеже веков издавалось 14 тысяч периодических изданий», большевики строили принципиально новую медиасистему. 6 июня 1922 года декретом Совета народных комиссаров было создано Главное управление по делам литературы и издательств — Главлит. Эта организация на семь десятилетий определила лицо советской журналистики.
«Цензура в СССР носит совершенно иной характер, чем в буржуазных государствах», — утверждала Большая советская энциклопедия. Действительно, советская цензура была не просто ограничительной — она была созидательной. Она формировала новый тип журналиста-пропагандиста, новые жанры и форматы.
Голос эпохи
23 ноября 1924 года диктор радиостанции имени Коминтерна произнес исторические слова: «Алло! Алло! Говорит Москва!» Так началась эра регулярного радиовещания в СССР. За этим стоял титанический труд таких людей, как Михаил Бонч-Бруевич, который по распоряжению Ленина выстроил в Нижнем Новгороде радиолабораторию.
Радио стало первым по-настоящему массовым медиа в советской истории. К середине 1920-х массово выпускались простые и дешевые репродукторы — знаменитые «тарелки» или «сковородки», которые появились практически в каждой избе. Советское радиовещание «первое в мире достигшее наиболее широкого охвата территории», стало «первым по-настоящему международным радио».
Формула успеха
Что сделало советскую модель журналистики столь устойчивой? Во-первых, четкая идеологическая направленность. Каждое издание знало свою роль: «Правда» была «основным средством массовой информации Коммунистической партии», «Комсомольская правда» работала с молодежью, «Труд» — с рабочими.
Во-вторых, тотальный охват аудитории. К концу 1970-х годов Первая программа Всесоюзного радио имела четыре дубля и покрывала всю территорию страны. Телевидение, появившееся экспериментально в 1934 году, к 1960-м стало доступно большинству советских семей.
Эпоха больших экранов: триумф телевидения (1950-1980-е)

Революция в гостиной
Если радио принесло звук в каждый дом, то телевидение добавило к нему изображение. В 1950-х годах «в ряде стран телевидение стало подлинно массовым (в частности, в США в 1953 году насчитывалось около 25 млн телевизоров)». Советский Союз не отставал: уже в 1967 году началось регулярное цветное телевещание.
Телевидение изменило не только способы потребления информации, но и саму природу журналистики. Появились новые профессии — телеведущие, режиссеры программ, операторы. Визуальная составляющая стала не менее важной, чем текст. Журналист должен был не только хорошо писать, но и выглядеть убедительно на экране.
Кризис доверия
Парадоксально, но именно в эпоху расцвета советского телевидения началось падение доверия к официальным СМИ. Чернобыльская катастрофа 1986 года стала переломным моментом: «значительная часть правды методично скрывалась от населения официальными источниками». Людей не устраивали дозированные сводки Совинформбюро, они искали альтернативные источники информации.
Именно в эти годы зародился самиздат — прототип современных независимых медиа. Удивительно, но «проект «Иллюзия независимого радио» был создан журналистами Галиной Пилипенко и Валерием Поседеловым в 1989 году» и «представлял собой аудиозаписи ростовских андеграундных рок-групп, которые по подписке рассылались по всей стране на аудиокассетах» — настоящий прообраз подкастинга за десятилетия до его официального рождения!
Большой взрыв свободы: революция 1990-х

Конец монополии
1990 год стал годом великого освобождения российской журналистики. Была «изменена 6-я статья Конституции СССР, утверждавшая монополию КПСС», и принят «Закон СССР «О печати и других СМИ»». Впервые за 70 лет была отменена цензура и введен регистрационный принцип учреждения СМИ.
Результат превзошел все ожидания. «В начале 90-х гг. появляются «Сегодня», «Независимая газета», «Куранты», «Новая ежедневная газета», «Деловой мир», «Коммерсант», «Мегаполис-экспресс» и многие другие». Российская журналистика переживала настоящий ренессанс.
Новые игроки
Вместе со свободой пришли и новые вызовы. Журналистика стала бизнесом, и не все к этому были готовы. Появились частные собственники медиа, рекламодатели получили реальное влияние на редакционную политику. «Медиа превращаются в коммерческие предприятия, и журналист начинает работать, думая о возможной прибыли», — отмечают исследователи.
Одновременно 1990-е стали временем технологического прорыва. Появился интернет, начали развиваться первые онлайн-издания. Правда, массового распространения они получили лишь в следующем десятилетии.
Цифровая революция: рождение новых медиа (2000-2010-е)

Интернет меняет все
Если в XX веке технологические революции происходили раз в поколение, то XXI век ускорил этот процесс в разы. «Интернет-журналистика (онлайн-журналистика, сетевая журналистика, цифровое медиа) — новая разновидность журналистики, появившаяся в конце XX века с развитием и распространением Интернета».
Специфика интернета «позволила организовывать регулярное информационное вещание на широкую аудиторию без специального развёртывания особой технической инфраструктуры. Таким образом, почти любой желающий получил возможность создавать средства массовой информации».
Социальные сети как медиаплатформы
2000-е принесли еще одну революцию — социальные сети. Facebook, «ВКонтакте», Twitter кардинально изменили отношения между журналистами и аудиторией. «Социальные сети сильно изменили работу журналиста, предоставив ему прямой доступ к ньюсмейкерам, экспертам и другим источникам информации».
Но у медали была и оборотная сторона: «широкое распространение соцмедиа в повседневной профессиональной деятельности сотрудников СМИ приводит и к негативным последствиям: появлению «фейковых» новостей, непроверенной информации».
Кризис традиционных медиа
Парадоксально, но именно в эпоху информационного изобилия начался кризис традиционной журналистики. Тиражи газет неуклонно падали: если в 2013 году совокупный тираж российских периодических изданий достигал 9,5 млрд экземпляров, то к 2023 году он упал до 4 млрд — «в 2,38 раза».
Рекламодатели массово уходили в интернет, и «медиакомпании по-прежнему заинтересованы в получении прибыли. Коммерциализация как раз есть одна из важных причин фейкизации новостей, кликбейтизации».
Эпоха персональных медиа: подкасты и AI (2010-2020-е)

Возвращение к истокам
Удивительно, но круг замкнулся. Подкастинг, ставший символом современной журналистики, возвращает нас к истокам — к радио. Термин «подкастинг» возник «в результате объединения двух слов: iPod и broadcasting» в 2004 году.
«История русскоязычных подкастов в привычном нам виде началась в 2005-м», когда Василий Стрельников открыл первый в России подкаст-хостинг Rpod. Однако настоящий бум начался в 2014 году после выхода Serial — подкаста Сары Кениг, который «практически с нуля создал для них многомиллионную аудиторию слушателей».
Демократизация медиа
Подкасты демократизировали медиапроизводство как никогда прежде. «Сфера подкастинга сравнительно бюджетна: новичку будет достаточно технических средств, которые и так у каждого под рукой, — смартфона и компьютера с программой обработки звука».
Сегодня «во всем мире насчитывается около семисот тысяч подкастов. Около трех тысяч из них — сегмент России». И это число продолжает расти, несмотря на то, что «статистика неясна, продвижение довольно стихийно, а стабильная монетизация отсутствует вовсе».
Искусственный интеллект: новый соавтор
XXI век принес журналистике еще одного игрока — искусственный интеллект. «Согласно глобальному исследованию JournalismAI 2023, две главные сферы, в которых ИИ преимущественно используется в редакциях – как в небольших, так и в крупных, – это производство новостей и их распространение».
Представители медиаиндустрии «все еще пытаются понять, поможет ли ИИ повысить производительность или просто вытеснит редакторов». Но одно ясно уже сегодня: AI кардинально меняет саму природу журналистского труда.
Современные вызовы: кризис или трансформация?

Экзистенциальный кризис профессии
«Профессия «Журналист» с каждым годом все больше уходит в глубокий кризис», — констатирует исполняющая обязанности декана Высшей школы журналистики КФУ. «В конце 1990-х и начале 2000-х годов журналистом представлялись с гордостью. Сейчас общественность стала с пренебрежением переспрашивать профессию».
Причины кризиса многообразны. «Информационная революция постепенно приводит форматы, в том числе газеты, к некому банкротству». За десять лет, с 2013 по 2023 год, совокупный тираж газет в России упал почти в 2,5 раза — с 9,5 до 3,5 млрд экземпляров.
Новые возможности
Но кризис — это всегда и новые возможности. «Пандемия попросту катализировала тенденции, существовавшие уже давно: реклама умерла», но «беспрецедентный и неизменно высокий спрос на достоверную информацию открывает перед независимыми СМИ невероятные возможности».
«Такие моменты, весь этот немыслимый и жуткий опыт — это шанс для новостных организаций и газет привлечь новую аудиторию и продемонстрировать ценность честных новостей», — считает генеральный директор New York Times Марк Томпсон.
Гибридная журналистика
Современная журналистика становится гибридной. «Цифровая журналистика формируется благодаря новым технологиям и платформам и характеризуется интерактивным взаимодействием с аудиторией». Журналист XXI века должен одинаково хорошо владеть текстом, аудио, видео и интерактивными форматами.
«Современная цифровая журналистика получила колоссальные возможности создания разнообразного, качественного и социально значимого контента в интерактивных, мультимедийных и многоканальных форматах».
Заключение: непрерывная революция
Сто лет назад журналистика была профессией одиночек с печатными машинками. Сегодня это сложная экосистема, где традиционные редакции соседствуют с блогерами, подкастерами и AI-алгоритмами. Изменилось все: способы сбора информации, форматы подачи, модели монетизации, отношения с аудиторией.
Но неизменной остается главная функция журналистики — «информировать население о происходящих событиях, отражать настроения общества». Именно эту роль «третьей силы» российская пресса впервые осознала еще в 1905 году во время первой русской революции.
Путь от «Алло! Говорит Москва!» до современных подкастов — это история непрерывной адаптации к изменяющемуся миру. И если есть что-то, чему нас учит эта столетняя история, так это то, что журналистика всегда найдет способ выжить и развиваться — какими бы радикальными ни были перемены.
Возможно, через сто лет наши потомки будут с улыбкой вспоминать наши споры о подкастах и искусственном интеллекте — так же, как мы сегодня вспоминаем дискуссии о том, заменит ли радио газеты. Журналистика будет развиваться, потому что потребность человека в информации и осмыслении мира неистребима. Меняются лишь способы ее удовлетворения.